вверх

Годовой отчет 2012

Социальный отчет 2012

Основные факторы рисков

Деятельность ДЗО и Общества сопряжена с рисками, которые заинтересованным лицам следует принимать во внимание. Ниже описаны ключевые факторы рисков в области устойчивого развития, которые в настоящий момент Общество считает наиболее значимыми.

Страновые и региональные риски

Страновые и региональные риски обусловлены, в первую очередь, макроэкономическими факторами, проявляющимися на глобальном уровне, в масштабах Российской Федерации и отдельных регионов. Указанные факторы могут негативно повлиять на возможности привлечения заемного капитала, на показатели ликвидности, инвестиционную и операционную эффективность и, в конечном счете, на акционерную стоимость Общества и ДЗО. Кроме того, кризисные явления в мировой экономике отрицательно сказываются на объемах промышленного производства и потребления электроэнергии, что приводит к сокращению выручки Общества и ДЗО.

Ключевым фактором макроэкономического риска является продолжающийся мировой финансовый кризис, влияющий на ключевые показатели сырьевых и финансовых рынков: цены на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, стоимость капитала, курсы мировых валют, инфляцию. Экономика Российской Федерации, как и других стран БРИКС, относится к числу развивающихся и чувствительна к мировым кризисным явлениям. Это обусловлено зависимостью экономики от цен на энергоносители, низкими объемами и волатильностью российского финансового рынка, переходным состоянием национальной банковской системы.

Инфляционные риски

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность ДЗО и Общества может быть связано с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности, увеличением процентов к уплате по заемному капиталу, увеличением стоимости строительства объектов инвестиционной программы. Существующий в настоящий момент уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение Общества. В соответствии с планами Центрального банка России по сдерживанию инфляции и ее прогнозными значениями на ближайший период инфляция не должна оказать существенного влияния на финансовые результаты ДЗО и Общества.

Валютные риски

Неблагоприятное изменение курсов иностранной валюты к рублю может повлиять на показатели операционной и инвестиционной эффективности Общества и его ДЗО.

Валютные риски не оказывают значительного воздействия на Общество и его ДЗО в связи с тем, что расчеты с контрагентами осуществляются исключительно в валюте Российской Федерации. Тем не менее, учитывая, что номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют может привести к удорожанию закупаемой продукции. В этой связи Общество проводит политику, направленную на импортозамещение и заключение долгосрочных соглашений, не предусматривающих рост цены на закупаемую продукцию.

Процентные риски

Динамика изменения ставки рефинансирования Центробанка России отражает состояние макроэкономической ситуации в экономике и оказывает влияние на стоимость привлечения кредитных ресурсов. Повышение ставок по привлекаемым кредитам может привести к незапланированному увеличению расходов по обслуживанию долга Общества и ДЗО. В целях снижения процентного риска Общество проводит взвешенную кредитную политику, направленную на оптимизацию структуры кредитного портфеля и минимизацию затрат по обслуживанию долга.

Риски регуляторного характера (отраслевые риски)

Основные виды деятельности ДЗО Общества (реализация услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям) являются регулируемыми со стороны государства.

Регулирование тарифов на электроэнергию

Политика тарифного регулирования направлена на сдерживание роста тарифов на электроэнергию, что может привести к ограничению тарифных источников для осуществления инвестиционной и операционной деятельности ДЗО.

В целях минимизации указанных факторов риска Общество и ДЗО проводят сбалансированную политику по повышению эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленную на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности.

Регулирование тарифов на технологическое присоединение

Одним из регуляторных рисков Общества является риск снижения спроса на услуги по технологическому присоединению и услуги по передаче электрической энергии по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. Для снижения данного риска Обществом продолжается работа по мониторингу заявок и формированию на их основании прогнозного полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год, а также увеличению обращений в регулирующие органы для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В то же время вследствие большого объема заявок на технологическое присоединение Общество не всегда способно удовлетворить их в полной мере, что может негативно отразиться на объемах выручки из-за потери потенциальных потребителей, а также привести к нарушению антимонопольного законодательства в части оказания услуг по передаче электроэнергии и предоставлению услуг технологического присоединения. Для решения этой проблемы Общество совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно Общество осуществляет разъяснение процесса оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей, в том числе с публичным размещением информации об оказании услуг и созданием центров обслуживания клиентов.

Регулирование розничного рынка

Одним из факторов регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные ДЗО, что приводит к снижению ликвидности ДЗО Общества и их финансовой устойчивости.

Общий объем дебиторской задолженности в 2012 году по всем ДЗО Общества вырос на 37% и составил 71 млрд рублей. При этом просроченная дебиторская задолженность составила на конец года 39,1 млрд рублей и выросла за год на 61%.

В Обществе и ДЗО осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействию с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правила функционирования розничного рынка, формированию судебной практики и созданию положительных прецедентов. Кроме того, ДЗО Общества реализуют утвержденные советами директоров обществ программы перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в распределительных сетях дочерних и зависимых обществ Компании.

Регулирование сбыта электроэнергии

В связи с принятием в конце 2012 года ряда нормативных актов, упрощающих порядок лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика, у некоторых ДЗО Общества возникли риски, связанные с необходимостью принятия полномочий и обязанностей гарантирующих поставщиков от энергосбытовых компаний, к которым относятся:

  • риски, связанные с ростом дебиторской задолженности конечных потребителей электроэнергии и списанием накопленной дебиторской задолженности по договорам на оказание услуг по передаче электроэнергии между энергосбытовыми и распределительными сетевыми компаниями;
  • риски, связанные с выполнением функций гарантирующего поставщика на оптовом рынке электроэнергии и мощности;
  • риски, обусловленные ростом расходов ДЗО, связанных с выполнением функций гарантирующего поставщика, превышающих необходимую валовую выручку, предусмотренную при формировании сбытовых надбавок;
  • организационные риски, связанные с потерей компетенций и информационной базы данных о потребителях, а также ошибочным перечислением платы за потребленную электроэнергию.

В целях минимизации указанных рисков Общество и ДЗО проводят мероприятия по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, СМИ, инфраструктурными организациями оптового рынка электроэнергии, правоохранительными органами, а также организациями, лишенными статуса гарантирующего поставщика, по вопросам исполнения функций гарантирующего поставщика и урегулирования задолженности. Кроме того, формируются законодательные инициативы по оптимизации процедуры смены гарантирующего поставщика.

Регулирование договорных отношений

Существенным фактором риска является также механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивает услуги ДЗО Общества по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров «последней мили», заключенных между ДЗО Общества и ОАО «ФСК ЕЭС», эти объекты переданы в аренду ДЗО Общества. В 2010–2013 годах сложилась достаточно противоречивая судебная практика, связанная с проблемой «последней мили», что позволило некоторым крупным промышленным потребителям перейти на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» через судебные решения. По оценкам Общества, расторжение договоров «последней мили» привело к снижению выручки ДЗО на 12,7 млрд рублей в 2012 году и может привести к появлению выпадающих доходов в 2013 году в размере 9,3 млрд рублей.

Объем перекрестного субсидирования в целом по всем ДЗО Холдинга в 2012 году составил не менее 200 млрд рублей, что стало следствием реализуемой политики региональных властей, направленной на сдерживание тарифов для отдельных групп потребителей (населения, сельскохозяйственных и бюджетных потребителей и т.д.).

На основании приказа Минэнерго России от 24.08.2012 № 403 между ДЗО Общества и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 год. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых Обществом в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2013 год. В 2012 году Президентом и Правительством Российской Федерации подчеркнута важность решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Министерству энергетики Российской Федерации даны поручения по проработке механизмов ликвидации перекрестного субсидирования. Общество планирует принимать активное участие в обсуждении данной проблемы на уровне федеральных органов власти.

Регулирование инвестиционной деятельности

В связи с переходом ДЗО на регулирование методом доходности инвестированного капитала (RAB) существует ряд рисков. Среди таких рисков необходимо выделить:

  • потери, связанные с неверным прогнозом структуры передачи электроэнергии по уровням напряжения и завышенными объемами заявленной мощности против фактической, учтенными при принятии тарифно-балансовых решений;
  • неполучение отложенных в результате реализации механизма сглаживания доходов: при определении планируемых значений параметров расчета тарифов методом RAB регуляторы вправе перераспределять необходимую валовую выручку организации между годами в пределах одного долгосрочного периода в размере не более 12% от базовой величины НВВ.

Для снижения данных рисков ДЗО заключаются соглашения с регуляторами, определяющие объемы и источники финансирования инвестиционной деятельности в рамках долгосрочных программ развития регионов, с целью исключения субъективности при принятии тарифно-балансовых решений за счет разработки и реализации программы управления издержками, в том числе в рамках реализации поручения Президента России по снижению затрат на приобретение товаров (работ/услуг) в расчете на единицу продукции не менее чем на 10 процентов в год в течение трех лет в реальном выражении в ценах 2010 года. Кроме того, Общество планирует разработку и внедрение регуляторных контрактов, дающих возможность установления тарифов в зависимости от качества предоставляемых услуг. При этом в указанных контрактах должна быть предусмотрена взаимная ответственность, с одной стороны, сетевых компаний — за качество оказываемых услуг (четко указанных в контракте), с другой стороны, регулирующих органов — за корректировку тарифных решений в течение долгосрочного периода регулирования.

Комплаенс-риск

Частые изменения законодательства Российской Федерации в условиях государственного регулирования отрасли, широкий спектр нормативных требований и ограничений являются факторами риска, связанного с несоблюдением Обществом и ДЗО законодательства и иных правовых актов, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов Общества и его ДЗО, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры (комплаенс-риск).

Деятельность Общества и ДЗО регулируется и контролируется различными органами, такими как ФАС, ФСТ, ФСФР, ФНС России, Минэнерго, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Счетная палата Российской Федерации и другие. Кроме того, являясь компаниями с государственным участием, Общество и ДЗО исполняют ряд поручений Президента и Правительства Российской Федерации. В этой связи факторы комплаенс-риска имеют особую важность.

ДЗО Компании, являясь субъектами естественной монополии, подвержены рискам признания нарушений антимонопольного законодательства в части, касающейся предоставления услуг технологического присоединения, раскрытия информации об оказываемых ДЗО услугах, закупочной деятельности. Для снижения данного риска отслеживается оперативность обработки заявок и обращений потребителей, четко регламентируется и отслеживается своевременное раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФСФР России регулирует и контролирует деятельность Общества и ДЗО в части, касающейся выполнения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе раскрытия информации о существенных фактах, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, а также противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации.

Задачами Счетной палаты Российской Федерации в соответствии с законодательством являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета и определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности.

Изменения в налоговом законодательстве в части увеличения ставок или изменения порядка исчисления налогов могут привести к снижению показателей рентабельности и увеличению налоговой нагрузки на Общество и ДЗО.

ДЗО владеют, арендуют либо имеют право бессрочного пользования на большинство земельных участков, на которых находятся распределительные активы. Тем не менее на некоторые из них права собственности не оформлены в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, законодательством установлен срок переоформления права бессрочного пользования на право собственности или аренды до 01.01.2015. В целях минимизации указанного фактора в ДЗО реализуется программа по переоформлению права бессрочного пользования.

В целях минимизации указанных факторов риска в Обществе и ДЗО реализуются мероприятия по совершенствованию комплаенс-контроля. В 2012 году Советом директоров Общества утверждены локальные документы, направленные на повышение эффективности и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Общества и ДЗО и противодействие коррупции. Осуществляется мониторинг изменений в действующем законодательстве, затрагивающих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности Общества и ДЗО.

Операционные риски

ДЗО Общества активно осуществляют инвестиции, направленные на обновление и расширение сетевой инфраструктуры, при этом сталкиваясь с риском снижения эффективности и обесценивания капитальных вложений при выполнении инвестиционных программ, программ инновационного развития и НИОКР.

Растущие объемы инвестиционных программ развития ДЗО требуют привлечения значительных финансовых ресурсов: как собственных, так и заемных на условиях, отвечающих параметрам RAB-регулирования, что является фактором инвестиционного риска. Кроме того, некоторые ДЗО реализуют социально значимые инвестиционные проекты, зачастую неэффективные с экономической точки зрения.

Даже при наличии достаточных для реализации инвестиционной программы объемов финансовых ресурсов существует вероятность нарушения плановых сроков освоения капитальных вложений и задержки ввода в эксплуатацию объектов инвестиционных программ ДЗО, в том числе вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения подрядчиками и поставщиками своих обязательств.

Для снижения указанных рисков Общество и ДЗО:

  • планируют инвестиционные программы с учетом следующих критериев эффективности:
    • повышение доступности сетевой инфраструктуры,
    • снижение износа и модернизация объектов электросетевого хозяйства,
    • достижение высокой загрузки вводимых мощностей,
    • увязка с планами территориального и регионального развития;
  • осуществляют мониторинг реализации инвестиционных программ ДЗО, их финансирования, анализ причин отклонения фактических параметров реализации инвестиционных программ от плановых;
  • внедряют проектное управление инвестиционной деятельностью, одной из областей знаний которого является управление рисками реализации инвестиционных проектов;
  • осуществляют мероприятия, направленные на повышение качества реализации проектов, повышение результативности инвестиций в существующую сеть, снижение удельной стоимости строительства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей;
  • осуществляют разработку и внедрение системы сравнительного анализа удельной стоимости строительно-монтажных работ и материалов;
  • формируют систему управления инновационной деятельностью;
  • автоматизируют системы управления инвестициями.

Технологические риски

Технологические риски, влияющие на надежность энергоснабжения, связаны, в первую очередь, с высоким физическим и моральным износом электросетевых активов, нарушением условий эксплуатации и операционных режимов электросетевого оборудования, невыполнением программы ремонтов в необходимом объеме. Кроме того, факторами эксплуатационно-технологических рисков являются:

  • аварийные ситуации техногенного характера;
  • снижение эффективности системы управления активами ДЗО (смещение приоритетов в обеспечении надежности эксплуатации сетей, неправильное ранжирование объектов, подлежащих ремонту);
  • переход на работу с вынужденными аварийно-допустимыми перетоками электроэнергии;
  • факторы, связанные с эксплуатацией оборудования, в том числе с предельными отклонениями от нормативно-технических требований, с ошибками оперативного персонала, с нарушением диспетчерского графика и дисциплины.

В результате реализации указанных рисков возможны как существенные экономические, так и репутационные последствия. Кроме того, указанные факторы рисков влияют на объемы потерь в электрических сетях, увеличивая расходы ДЗО на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь.

В качестве мер, способствующих снижению вероятности возникновения операционно-технологических рисков, Общество и ДЗО осуществляют мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей и предупреждение рисков технологических нарушений, включающие:

  • расчистку и расширение трасс ВЛ 0,4–220 кВ;
  • реконструкцию объектов электросетевого хозяйства;
  • расширение парка резервных источников питания электроэнергией (РИСЭ), авто- и спецтехники для аварийно-восстановительных работ;
  • комплексную программу модернизации (реновации) электросетевых активов;
  • модернизацию коммутационного оборудования и систем телемеханизации;
  • совершенствование систем сбора и передачи информации, анализа технологических нарушений, прогнозирования их последствий, включая внедрение автоматизированной системы управления ресурсами при аварийно-восстановительных работах (АСУРАВР);
  • совершенствование системы управления аварийным запасом, необходимым для проведения аварийно-восстановительных работ;
  • увеличение количества мобильных аварийно-восстановительных бригад и качества их укомплектованности;
  • программы снижения рисков травматизма на объектах электросетевого хозяйства;
  • обучение, контроль и аттестацию персонала, эксплуатирующего технологическое оборудование;
  • программу страхования;
  • программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, в целях минимизации эксплуатационно-технологических рисков решением Совета директоров Общества (протокол от 07.10.2011 № 64) утверждено Положение о единой технической политике ОАО «Холдинг МРСК» в распределительном сетевом комплексе. Кроме того, в ДЗО осуществляется внедрение системы управления производственными активами на основе индекса фактического состояния оборудования.

Экологические риски

Деятельность ДЗО Общества имеет широкую географию, представленную разнообразными климатическими условиями. Существует вероятность чрезвычайных ситуаций вследствие стихийных бедствий (ураганов, ливневых и ледяных дождей, паводков и наводнений, снеговых завалов и т. п.), что может привести к системным нарушениям работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбоям в энергоснабжении потребителей ДЗО Общества.