вверх

Годовой отчет 2012

Социальный отчет 2012

Система внутреннего контроля и управления рисками

Модель системы внутреннего контроля и управления рисками

Система внутреннего контроля и управления рисками (далее — СВК и УР) Общества и его ДЗО — элемент системы корпоративного управления Общества и ДЗО, включающий в себя весь диапазон процедур, методов и механизмов контроля, создаваемых Советом директоров и исполнительными органами Общества и ДЗО для обеспечения эффективного осуществления внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества.

В целях развития СВК и УР в Обществе Советом директоров утверждены следующие нормативные акты:

  • Концепция развития и совершенствования системы внутреннего контроля и управления рисками;
  • Политика внутреннего контроля;
  • Политика управления рисками;
  • Методические основы организации внутреннего контроля и управления рисками;
  • Методические рекомендации по управлению рисками;
  • Кодекс корпоративной этики.

Аналогичные типовые нормативные акты утверждены в ДЗО.

Ключевыми целями СВК и УР являются эффективная реализация стратегических и акционерных целей Общества и ДЗО, повышение качества системы корпоративного управления, а также повышение операционной и инвестиционной эффективности деятельности всего Холдинга.

Совершенствование СВК и УР осуществляется на всех уровнях управления Общества по следующим направлениям контроля:

  • предварительный контроль (система управления рисками) включает выявление, оценку и управление рисками (угрозами и возможностями) в целях эффективной реализации акционерных истратегических целей, а также выявление и управление рисками экономической и энергетической безопасности;
  • текущий контроль включает в себя регламентацию и стандартизацию бизнес-процессов с определением контрольных процедур и ответственности участников бизнес-процессов по уровням управления;
  • последующий контроль включает в себя ревизионный контроль достоверности отчетности, сохранности активов, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, Уставу, локальным нормативным актам, внутренний аудит эффективности организации бизнес-процессов и СВК и УР, контроль соблюдения корпоративной этики, антикоррупционный контроль.

Нормативными актами Общества и ДЗО установлена распределенная модель СВК и УР, устанавливающая ответственность следующим образом:

  • Совет директоров Общества и ДЗО устанавливает направления развития СВК и УР;
  • Комитет по аудиту при Совете директоров осуществляет надзор над эффективностью СВК и УР;
  • Департамент внутреннего аудита и управления рисками осуществляет аудит и непосредственную оценку эффективности СВК и УР, системы корпоративного управления, а также процедуры последующего контроля. Кроме того, департамент организует и координирует подготовку отчетности по рискам, а также предоставляет информацию о рисках и процедурах внутреннего контроля вОбществе и ДЗО заинтересованным сторонам;
  • исполнительные органы обществ несут ответственность за организацию эффективного выполнения процедур текущего и превентивного контроля, реализацию локальных нормативных актов СВК иУР;
  • должностные лица (владельцы бизнес-процессов) несут ответственность за установление и выполнение контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками, а также за своевременную идентификацию и оценку рисков.

Основные факторы рисков

Деятельность ДЗО и Общества сопряжена с рисками, которые инвесторам следует принимать во внимание. Ниже описаны ключевые факторы рисков, которые в настоящий момент Общество считает наиболее значимыми.

Страновые и региональные риски

Страновые и региональные риски обусловлены, в первую очередь, макроэкономическими факторами, проявляющимися на глобальном уровне, в масштабах Российской Федерации и отдельных регионов. Указанные факторы могут негативно повлиять на возможности по привлечению заемного капитала, показатели ликвидности, инвестиционную и операционную эффективность и, в конечном счете, акционерную стоимость Общества и ДЗО. Кроме того, кризисные явления в мировой экономике отрицательно сказываются на объемах промышленного производства и потребления электроэнергии, что приводит к сокращению выручки Общества и ДЗО.

Ключевым фактором макроэкономического риска является продолжающийся мировой финансовый кризис, влияющий на ключевые показатели сырьевых и финансовых рынков: цены на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, стоимость капитала, курсы мировых валют, инфляцию.

Экономика Российской Федерации, как и других стран БРИКС, относится к числу развивающихся и чувствительна к мировым кризисным явлениям. Это обусловлено зависимостью экономики от цен на энергоносители, низкими объемами и волатильностью российского финансового рынка, переходным состоянием национальной банковской системы.

В целях минимизации последствий макроэкономического риска Общество и ДЗО реализуют комплекс мер, направленных на оптимизацию доли заимствований в общей структуре капитала, привлечение долгосрочных займов по фиксированным процентным ставкам, повышение эффективности операционных и инвестиционных расходов Общества и ДЗО.

Риски регуляторного характера (отраслевые риски)

Основные виды деятельности ДЗО Общества — реализация услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям — являются регулируемыми со стороны государства. Политика тарифного регулирования направлена на сдерживание роста тарифов на электроэнергию, что может привести к ограничению тарифных источников для осуществления инвестиционной и операционной деятельности ДЗО. В целях минимизации указанных факторов риска Общество и ДЗО проводят сбалансированную политику повышения эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленную на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности.

Одним из факторов регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми иэнергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой ипросроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные ДЗО, что приводит к снижению ликвидности ДЗО Общества и их финансовой устойчивости. В Обществе иДЗО осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействию с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правила функционирования розничного рынка, формированию судебной практики и созданию положительных прецедентов. Кроме того, ДЗО Общества реализуют утвержденные советами директоров обществ программы перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в распределительных сетях дочерних и зависимых обществ.

Существенным фактором риска является также механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивают услуги ДЗО Общества по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров «последней мили», заключенных между ДЗО Общества и ОАО «ФСК ЕЭС», эти объекты переданы в аренду ДЗО Общества. В 2010–2013 годах сложилась достаточно противоречивая судебная практика, связанная с проблематикой «последней мили», что позволило некоторым крупным промышленным потребителям перейти на «прямые» договоры с ОАО «ФСК КЭС» через судебные решения. По оценкам Общества, расторжение договоров «последней мили» привело к снижению выручки ДЗО на 12,7 млрд руб. в 2012 году и может привести к появлению выпадающих доходов в 2013 году в размере 9,3 млрд руб.

В соответствии с п. 5 ст. 8. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» до 01.01.2014 организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО, объектов, относящихся кЕНЭС. Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО, с начала 2011 года происходит с учетом заключения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, согласно указанному Постановлению, согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляться при условии расторжения прямых договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации. Минэнерго России издан Приказ от 24.08.2012 № 403, на основании которого между ДЗО Общества и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 год. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых Обществом в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами всоставе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2013 год. В 2012 году Президент и Правительство Российской Федерации подчеркнули важность решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Министерству энергетики Российской Федерации даны поручения по проработке механизмов ликвидации перекрестного субсидирования. Компания планирует принимать активное участие в обсуждении данной проблемы на уровне федеральных органов власти.

При переходе ДЗО на регулирование методом доходности инвестированного капитала (RAB) существует ряд рисков. Среди таких рисков необходимо выделить следующие:

  • потери, связанные с неверным прогнозом структуры передачи электроэнергии по уровням напряжения и с завышенными объемами заявленной мощности против фактической, учтенными при принятии тарифно-балансовых решений;
  • неполучение отложенных в результате реализации механизма сглаживания доходов: при определении планируемых значений параметров расчета тарифов методом RAB.

Для снижения данных рисков ДЗО осуществляет взаимодействие с региональными регуляторами по вопросам определения объемов и источников финансирования инвестиционной деятельности врамках долгосрочных программ развития регионов. Эта работа ведется с целью исключения субъективности при принятии тарифно-балансовых решений за счет разработки и реализации программы управления издержками, в том числе в рамках реализации поручения Президента России по снижению затрат на приобретение товаров (работ/услуг) в расчете на единицу продукции не менее чем на 10 процентов в год в течение трех лет в реальном выражении в ценах 2010 года. Кроме того, в будущем Общество планирует разработку и внедрение регуляторных контрактов, дающих возможность установления тарифов в зависимости от качества предоставляемых услуг. При этом в указанных контрактах должна быть предусмотрена взаимная ответственность, с одной стороны, сетевых компаний— за качество оказываемых услуг (четко указанных в контракте), с другой стороны, регулирующих органов — за корректировку тарифных решений в течение долгосрочного периода регулирования.

Одним из регуляторных рисков Общества является риск снижения спроса на услуги по технологическому присоединению и услуги по передаче электрической энергии по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. Для снижения данного риска Обществом продолжается работа по мониторингу заявок и формированию на их основании прогнозного полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год, а также увеличению обращений в регулирующие органы для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В то же время, вследствие большого объема заявок на технологическое присоединение

Общество не всегда способно удовлетворить их в полной мере, что может негативно отразиться на объемах выручки из-за потери потенциальных потребителей, а также привести к нарушению антимонопольного законодательства в части оказания услуг по передаче электроэнергии и предоставления услуг технологического присоединения. Для решения этой проблемы Общество совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно Общество осуществляет разъяснительную работу процесса оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей, в том числе с публичным размещением информации об оказании услуг и созданием Центров обслуживания клиентов.

В связи с принятием в конце 2012 года ряда нормативных актов, упрощающих порядок лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика, у некоторых ДЗО Общества возникли риски, связанные с необходимостью принятия полномочий и обязанностей гарантирующих поставщиков от энергосбытовых компаний. Среди этих рисков важно отметить следующие:

  • риски, связанные с ростом дебиторской задолженности конечных потребителей электроэнергии и списанием накопленной дебиторской задолженности по договорам на оказание услуг по передаче электроэнергии между энергосбытовыми и распределительными сетевыми компаниями;
  • риски, связанные с выполнением функций гарантирующего поставщика на оптовом рынке электроэнергии и мощности;
  • риски, обусловленные ростом расходов ДЗО, связанных с выполнением функций гарантирующего поставщика, превышающие необходимую валовую выручку, предусмотренную при формировании сбытовых надбавок;
  • организационные риски, связанные с потерей компетенций и информационной базы данных о потребителях, а также ошибочным перечислением оплаты за потребленную электроэнергию.

В целях минимизации указанных рисков Общество и ДЗО проводят мероприятия по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, СМИ, инфраструктурными организациями оптового рынка электроэнергии, правоохранительными органами, а также организациями, лишенными статуса гарантирующего поставщика, по вопросам исполнения функций гарантирующего поставщика и урегулирования задолженности. Кроме того, формируются законодательные инициативы по оптимизации процедуры смены гарантирующего поставщика.

Финансовый риск

В рамках планируемой финансово-экономической модели Общество и ДЗО сталкиваются с факторами, которые могут привести к дефициту средств для финансирования инвестиционной иоперационной деятельности. Наиболее значимые факторы финансового риска связаны с несовершенством механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии и раскрыты в разделе «Риски регуляторного характера (отраслевые риски)». Тем не менее существует ряд факторов риска, также потенциально влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Инфляционные риски

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность ДЗО и Общества может быть связано с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности, увеличением процентов к уплате по заемному капиталу, увеличением стоимости строительства объектов инвестиционной программы. Существующий в настоящий момент уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение Общества. В соответствии с планами Центрального банка России по сдерживанию инфляции и ее прогнозными значениями на ближайший период инфляция не должна оказать существенного влияния на финансовые результаты ДЗО и Общества.

Валютные риски

Неблагоприятное изменение курсов иностранной валюты к рублю может повлиять на показатели операционной и инвестиционной эффективности Общества и его ДЗО. Валютные риски не оказывают значительного воздействия на Общество и его ДЗО в связи с тем, что расчеты с контрагентами осуществляются исключительно в валюте Российской Федерации. Тем не менее, учитывая, что номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют может привести к удорожанию закупаемой продукции. В этой связи Общество проводит политику, направленную на импортозамещение и заключение долгосрочных соглашений, не предусматривающих рост цены на закупаемую продукцию.

Процентные риски

Динамика изменения ставки рефинансирования Центробанка России отражает состояние макроэкономической ситуации в экономике и оказывает влияние на стоимость привлечения кредитных ресурсов. Повышение ставок по привлекаемым кредитам может привести к незапланированному увеличению расходов по обслуживанию долга Общества и ДЗО. В целях снижения процентного риска Общество проводит взвешенную кредитную политику, направленную на оптимизацию структуры кредитного портфеля и минимизацию затрат по обслуживанию долга.

Риски ликвидности

Деятельность ДЗО Общества подвержена влиянию факторов рисков, которые могут привести к снижению ликвидности и финансовой устойчивости Общества и ДЗО. Наиболее значимыми факторами являются перекрестное субсидирование групп потребителей между собой и низкая платежная дисциплина на розничном рынке электроэнергии.

Объем перекрестного субсидирования в целом по всем ДЗО в 2012 году составил не менее 200 миллиардов рублей, что стало следствием реализуемой политики региональных властей, направленной на сдерживание тарифов для отдельных групп потребителей (населения, сельскохозяйственных и бюджетных потребителей и т. д.). Наиболее значимой составляющей перекрестного субсидирования является механизм заключения договоров «последней мили» (указанный фактор раскрыт в разделе «Риски регуляторного характера (отраслевые риски)»). Выпадающие доходы ДЗО Общества за 2010–2012 годы в связи с переходом крупных промышленных потребителей на прямые договора с ОАО «ФСК ЕЭС» составили не менее 30 млрд рублей, и в 2013 ожидается их дальнейший рост.

Общий объем дебиторской задолженности в 2012 году по всем ДЗО Общества вырос на 37 % и составил 71 млрд руб. При этом просроченная дебиторская задолженность составила на конец года 39,1мдрд руб. и выросла за год на 61 %. Основными факторами, повлиявшими на низкую платежную дисциплину, приведшую к существенному приросту дебиторской задолженности, явились отсутствие эффективных механизмов воздействия на неплательщиков, нецелевое использование денежных средств за поставленную электроэнергию энергосбытовыми компаниями, лишенными статуса гарантирующих поставщиков, а также разногласия по заявленной мощности при расчетах с энергосбытовыми компаниями.

В результате реализации указанных факторов риска ДЗО Общества могут оказаться не в состоянии выполнить финансовые и другие ограничительные условия (ковенанты), указанные в кредитных договорах, в частности соотношение между общей задолженностью и EBITDA, соотношение между заемными и собственными средствами, коэффициент текущей ликвидности, стоимость чистых активов. В целях минимизации данного фактора риска Общество осуществляет мониторинг структуры капитала ДЗО и определяет оптимальные параметры заимствований, а также принимает меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования и оптимизации структуры оборотного капитала.

Операционный риск

Деятельность ДЗО Общества имеет широкую географию, представленную разнообразными климатическими условиями. Существует вероятность чрезвычайных ситуаций вследствие стихийных бедствий (ураганов, ливневых и ледяных дождей, паводков и наводнений, снеговых завалов и т. п.), что может привести к системным нарушениям работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбоям в энергоснабжении потребителей ДЗО Общества.

Операционно-технологические риски, влияющие на надежность энергоснабжения, связаны, в первую очередь, с высоким физическим и моральным износом электросетевых активов, нарушением условий эксплуатации и операционных режимов электросетевого оборудования, невыполнением программы ремонтов в необходимом объеме. Кроме того, существуют следующие факторы эксплуатационно-технологических рисков:

  • аварийные ситуации природного и техногенного характера;
  • снижение эффективности системы управления активами ДЗО Общества (смещение приоритетов в обеспечении надежности эксплуатации сетей, неправильное ранжирование объектов, подлежащих ремонту);
  • факторы, связанные с эксплуатацией оборудования, в том числе с предельными отклонениями от нормативно-технических требований, превышением технологическими параметрами режима работы электросетевого оборудования допустимых значений, с ошибками оперативного персонала и нарушением оперативной дисциплины.

В результате реализации указанных рисков возможны как существенные экономические, так и репутационные последствия. Кроме того, указанные факторы рисков влияют на объемы потерь вэлектрических сетях, увеличивая расходы ДЗО на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь.

В качестве мер, способствующих снижению вероятности возникновения операционно-технологических рисков, Общество и ДЗО осуществляют мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей и предупреждение рисков технологических нарушений. Среди этих мероприятий необходимо отметить следующие:

  • расчистка и расширение трасс ВЛ 0,4–220 кВ;
  • реконструкция объектов электросетевого хозяйства;
  • расширение парка резервных источников питания электроэнергией (РИСЭ), авто- и спецтехники для проведения аварийно-восстановительных работ;
  • комплексная программа модернизации (реновации) электросетевых активов;
  • модернизация коммутационного оборудования;
  • модернизация и создание автоматизированных систем технологического управления;
  • совершенствование систем информационного обмена, анализ технологических нарушений, прогнозирование их последствий, включая внедрение автоматизированной системы управления распределенными ресурсами при проведении аварийно-восстановительных работ (Система управления распределенными ресурсами для производства аварийно-восстановительных работ).
  • совершенствование системы управления аварийным запасом;
  • Увеличение количества мобильных аварийно-восстановительных бригад и качества их укомплектованности;
  • программы снижения рисков травматизма на объектах электросетевого хозяйства;
  • обучение, контроль и аттестация персонала, эксплуатирующего технологическое оборудование;
  • программа страхования;
  • программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В целях минимизации эксплуатационно-технологических рисков решением Совета директоров Общества (протокол от 07.10.2011 г. № 64) утверждено Положение о единой технической политике ОАО"Холдинг МРСК" в распределительном сетевом комплексе. Кроме того, в ДЗО осуществляется внедрение системы управления производственными активами на основе индекса фактического состояния оборудования.

Инвестиционный (проектный) риск

ДЗО Общества активно осуществляют инвестиции, направленные на обновление и расширение сетевой инфраструктуры, при этом сталкиваясь с риском снижения эффективности и обесценивания капитальных вложений при выполнении инвестиционных программ, программ инновационного развития и НИОКР.

Растущие объемы инвестиционных программ развития ДЗО требуют привлечения значительных финансовых ресурсов: как собственных, так и заемных на условиях, отвечающих параметрам RAB-регулирования, что является фактором инвестиционного риска. Кроме того, некоторые ДЗО реализуют социально значимые инвестиционные проекты, зачастую неэффективные с экономической точки зрения.

Даже при наличии достаточных для реализации инвестиционной программы объемов финансовых ресурсов существует вероятность нарушения плановых сроков освоения капитальных вложений изадержки ввода в эксплуатацию объектов инвестиционных программ ДЗО, в том числе вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения подрядчиками и поставщиками своих обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2013 года № 159 «О внесении изменения в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций» предусмотрено исключение из инвестиционной программы ДЗО Общества объектов, не включенных в документы территориального планирования (ДТП). Существует риск роста объема незавершенного строительства в связи с исключением объектов, начатых строительством, из инвестиционной программы и не включенных в ДТП.

Для снижения инвестиционного риска Общество и ДЗО планирует инвестиционные программы с учетом следующих ключевых критериев эффективности: повышение доступности сетевой инфраструктуры; снижение износа и модернизация объектов электросетевого хозяйства; достижение высокой загрузки вводимых мощностей. При планировании инвестиционной программы также обязательным условием включения инвестиционных проектов является увязка с планами территориального и регионального развития. Кроме того, Обществом и ДЗО осуществляется мониторинг реализации инвестиционных программ ДЗО и их финансирования, а также анализ причин отклонения фактических параметров реализации инвестиционных программ от плановых. В ДЗО Общества внедряется проектное управление инвестиционной деятельностью, одной из областей которого является управление рисками реализации инвестиционных проектов. Общество осуществляет мероприятия, направленные на повышение качества реализации проектов, повышение результативности инвестиций в существующую сеть, снижение удельной стоимости строительства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей, разработку и внедрение системы сравнительного анализа удельной стоимости строительно-монтажных работ и материалов, формирование системы управления инновационной деятельностью, автоматизацию системы управления инвестициями.

Комплаенс-риск

Частые изменения законодательства Российской Федерации в условиях государственного регулирования отрасли, широкий спектр нормативных требований и ограничений являются факторами риска, связанного с несоблюдением Обществом и ДЗО законодательства и иных правовых актов, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов Общества и его ДЗО, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры.

Деятельность Общества и ДЗО регулируется и контролируется различными органами, такими как ФАС, ФСТ, ФСФР, ФНС России, Минэнерго, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Счетная палата Российской Федерации и другие. Кроме того, являясь компаниями с государственным участием, Общество и ДЗО исполняют ряд поручений Президента и Правительства Российской Федерации. В этой связи факторы комплаенс-риска имеют особую важность.

ДЗО Общества, являясь субъектами естественной монополии, подвержены рискам признания нарушений антимонопольного законодательства в части, касающейся предоставления услуг технологического присоединения, раскрытия информации об оказываемых ДЗО услугах, закупочной деятельности. Для снижения данного риска отслеживается оперативность обработки заявок иобращений потребителей, четко регламентируется и отслеживается своевременное раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФСФР России регулирует и контролирует деятельность Общества и ДЗО в части, касающейся выполнения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе раскрытия информации о существенных фактах, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, а также противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации.

Задачами Счетной палаты Российской Федерации в соответствии с законодательством являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета и определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности.

Изменения в налоговом законодательстве в части увеличения ставок или изменения порядка исчисления налогов могут привести к снижению показателей рентабельности и увеличению налоговой нагрузки Общества и ДЗО.

ДЗО владеют, арендуют либо имеют право бессрочного пользования на большинство земельных участков, на которых находятся распределительные активы. Тем не менее на некоторые из них права собственности не оформлены в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, законодательством установлен срок переоформления права бессрочного пользования на право собственности или аренды до 01.01.2015. В целях минимизации указанного фактора в ДЗО реализуется программа по переоформлению права бессрочного пользования.

Для минимизации указанных факторов риска в Обществе и ДЗО реализуются мероприятия по совершенствованию комплаенс-контроля. В 2012 году Советом директоров Общества утверждены локальные документы, направленные на повышение эффективности и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Общества и ДЗО, а также противодействие коррупции.

Осуществляется мониторинг изменений в действующем законодательстве, затрагивающих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности Общества и ДЗО.

По состоянию на 31.12.2012 у Общества отсутствовали неоконченные судебные разбирательства, по которым Общество выступало ответчиком или истцом.

Система контроля за инсайдерской информацией

Требования законодательства в области инсайдерской информации к Обществу как к эмитенту возникают в связи с размещением финансовых инструментов Общества на торговых площадках России —
фондовой биржи ММВБ — РТС (акции, облигации).

В соответствии с политикой внутреннего контроля Общества в целях обеспечения требований законодательства в Обществе осуществляется три направления комплаенс-контроля в областиинсайдерской информации: превентивный, текущий и последующий.

В целях установления процедур превентивного комплаенс-контроля Советом директоров Общества в 2011 году утверждено Положение об инсайдерской информации ОАО «Холдинг МРСК» (протокол № 72 от 29.12.2011), учитывающее требования Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В рамках положения установлены следующие процедуры:

  • установление правил формирования списка инсайдеров Общества;
  • определение перечня инсайдерской информации Общества;
  • установление правил обращения инсайдерской информации;
  • установление правил осуществления операций с инсайдерскими финансовыми инструментами Общества и ДЗО;
  • заключение соглашений о конфиденциальности инсайдерской информации и дополнительных соглашений к трудовым договорам с инсайдерами—работниками Общества.

Также в целях совершенствования превентивного контроля Советом директоров Общества утвержден Кодекс корпоративной этики, регулирующий корпоративную ответственность и этику поведения инсайдеров — работников Общества.

В рамках текущего комплаенс-контроля в Обществе проводятся следующие контрольные процедуры:

  • ведение списка инсайдеров;
  • учет уведомлений о включении лиц в список инсайдеров или исключении из такого списка и о сделках инсайдеров с ценными бумагами Общества;
  • контроль соблюдения правил совершения операций с инсайдерскими финансовыми инструментами Общества и ДЗО на основе информации (уведомлений) о совершении инсайдерами операций;
  • контроль соблюдения законодательства в области инсайдерской информации в рамках преддоговорной работы.

В рамках последующего комплаенс-контроля осуществляется анализ:

  • динамики цен на финансовые инструменты Общества на организованных рынках;
  • влияния новостного фона на динамику цен финансовых инструментов;
  • операций с ценными бумагами Общества, задекларированных в уведомлениях, направляемых инсайдерами в Общество;
  • информации о совершенных акционерами операциях от регистратора ценных бумаг.

Риск акционерной стоимости (корпоративный риск)

В рамках исполнения Стратегии Общества до 2015 года с перспективой до 2020 года реализуются возможности по управлению будущим ростом и прибыльностью ДЗО. На рост акционерной стоимости Общества и ДЗО влияют многие факторы внутренней и внешней среды.

Практически все ДЗО Общества включены в реестр естественных монополий, которые подлежат регулированию со стороны государства в соответствии с российским законодательством. В этой связи федеральные и региональные органы тарифного регулирования устанавливают и регулируют тарифы на услуги, оказываемые ДЗО.

В целях сдерживания роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей государство имеет возможность ограничить параметры роста тарифов и, соответственно, показатели рентабельности услуг ДЗО. Переход на метод RAB-регулирования уменьшает уровень риска акционерной стоимости, снижая влияние субъективных факторов на принятие тарифных решений, однако не исключает факторы данного риска полностью. Выполнение долгосрочных параметров RAB-регулирования (в том числе установленной регулятором нормы доходности и возврата на вложенный капитал) является необходимым условием достижения акционерных целей. В целях минимизации данного фактора риска Общество и ДЗО реализуют программы управления издержками, обеспечивают сбалансированное планирование деятельности в соответствии с утвержденными тарифно-балансовыми решениями, осуществляют контроль исполнения утвержденных бизнес-планов ДЗО, участвуют впроработке совместно с местными органами власти программ развития территорий с согласованием объемов и источников финансирования инвестиционных программ.

Существенным фактором риска, кроме того, является конкуренция за тарифную выручку со стороны региональных ТСО в каждом субъекте Российской Федерации. В целях минимизации указанного фактора риска Обществом запланированы меры по уменьшению существующих тарифных диспропорций, приводящих к непропорциональному росту выручки региональных ТСО.

Еще одним существенным фактором риска является признание ДЗО нарушившим антимонопольное законодательство. В наибольшей степени рискам антимонопольного регулирования подвержена деятельность в области технологического присоединения электроустановок потребителей к электрическим сетям ДЗО. Обращения потребителей в территориальные управления ФАС и последующее возбуждение антимонопольным органом дел о нарушении Обществом законодательства в области технологических присоединений могут быть вызваны нарушением прав потребителей. В частности, кэтому могут привести отказы в технологическом присоединении, несоблюдение законодательно установленных сроков присоединения к электрическим сетям и ряд других факторов. Дополнительным негативным фактором является тот факт, что действующее законодательство предоставляет ФАС России право расширительно толковать понятие границ товарного рынка. Так, обоснованная жалоба заявителя может повлечь начисление оборотного штрафа, рассчитываемого исходя из общей выручки, получаемой на всей территории присутствия ДЗО, не ограничиваясь территорией конкретного филиала ДЗО.

Для снижения влияния факторов, приводящих к реализации указанного фактора риска, ДЗО совершенствует бизнес-процессы технологического присоединения потребителей, упрощая свои внутренние процедуры и внедряя новые формы обслуживания потребителей, связанные, к примеру, с интерактивными способами обслуживания.

Российская Федерация как основной акционер Общества контролирует принятие решений по большинству вопросов и влияет на стратегию Общества и ДЗО. Решения, мотивированные экономическими и социальными интересами государства, могут противоречить интересам других акционеров. Такие решения могут касаться, в том числе, дивидендной политики, слияний и поглощений и вопросов приватизации ДЗО Общества. Кроме того, будучи основным акционером ДЗО, Общество может принимать решения, которые не будут рассматриваться миноритарными акционерами таких ДЗО как отвечающие их интересам. Это может привести к искам со стороны миноритарных акционеров и к оспариванию ими решений, принятых исполнительными органами ДЗО.

В целях минимизации указанных рисков Компания, руководствуясь нормами Кодекса корпоративного управления, утвержденного решением Совета директоров Общества, прилагает усилия по обеспечению соблюдения баланса интересов акционеров, в том числе соблюдения и защиты прав, гарантированных всем.